Свобода человека

Настоящая свобода - это свобода от страстей

Людям свойственно стремление к свободе. Свобода как самоцель, свобода, как благо. Свобода, как стиль жизни. Мы все через это проходили, пытаясь достичь свободы. Но я за всю свою жизнь ни одного свободного человека не видел. Как бы парадоксально это не показалось на первый взгляд.

Давайте посмотрим на обычный жизненный путь человека.

Сначала ребенок, являясь плодом во чреве, связан пуповиной со своей матерью и не может быть свободен. Он получает от матери кислород, питательные вещества и полностью зависит от нее. Когда пуповина перерезана, человек снова оказывается несвободен, потому как он начинает быть зависим от акушеров, потом от матери. О какой свободе здесь может идти речь? Хочется распеленаться – заворачивают. Хочется поесть – отнимают от груди. Все определяется не самим ребенком, а его окружением.

Ребенок подрастает. Вроде бы должна наступить свобода. Но опять начинаются ограничения: «туда не ходи», «здесь не шуми», «это не делай». Опять все поступки определяются взрослыми. Мама решает, что тебе кушать, как тебя наказать, когда тебе спать или идти гулять. Снова нет свободы. И человек думает – «Вот подрасту и стану свободным!»

Наступает школьный возраст и, казалось бы, можно принимать самостоятельные решения. Но снова нет свободы, ибо человек начинает зависеть от учителей, от требований посильной помощи по дому. И опять не ты принимаешь решения, свободы нет. «Ладно, – думает ребенок, – Еще подрасту».

С возрастанием ребенок опять-таки не достигает свободы. В старших классах он уже получает гораздо более серьезные нагрузки, начинает зависеть от своих одноклассников, Человек входит в социум и теперь уже от него зависит. Даже в большей степени, чем от родителей, потому что с ними он проводит меньше времени. Социальные факторы определяют его поведение.

Мысль о свободе не покидает: «Вот подрасту, и начнется настоящая жизнь!» Но через несколько лет ты начинаешь зависеть от другого социума, то есть, от университета. Думаешь тогда: «Ну все. Вот 18 лет стукнет – и никто мне не указ!» А в 18 лет, например, случается любовь, и ты уже чувствуешь ответственность перед другим человеком. Начинаешь зависеть от него. Снова не ты один решаешь все в своей жизни.

А когда женишься, еще меньше решаешь. Свобода ограничена другими обязательствами, необходимо как-то поддерживать семью. Ты зависишь от детей, от их желаний. Дети подрастают, ответственность увеличивается, свобода уменьшается: вместо того, чтобы пойти с друзьями попить пиво, ты идешь домой, потому что тебя дома ждет жена и ребенок. Когда появляются внуки, ты тоже не можешь о них не заботиться, ведь они такие хорошие и любимые. Потом ты болеешь и начинаешь зависеть от врачей. И так до конца. До последнего вздоха ты от кого-то зависишь…

И вот возникает вопрос: а где она, свобода, и возможна ли она в принципе. О какой свободе тогда люди мечтают? Ведь все знают эти вехи. Как можно тогда мечтать о том, что очевидно несбыточно? Мы не видим вокруг себя людей, которые считают себя свободными. И вопрос свободы, как какой-то ценности в жизни, постоянно поднимается, но не находит осмысления. Быть свободным, конечно, хорошо. Наверное. Нам так внушили, по крайней мере. Но мы ведь не видим таких людей!

Что такое свобода в обычном понимании? Это отсутствие каких бы то ни было ограничений, которые могут влиять на наши действия и определять наше поведение. Мы живем в социуме. У человека на протяжении жизни социум меняется, изменяется интенсивность и характер его влияния на нас. Но мы хотим чувствовать себя свободными от этого социума. Мы не можем чувствовать себя независимыми, потому как являемся его частью. Мы можем фантазировать о свободе, и это у нас будет продолжаться до последнего вздоха.

– Мы ведь не только фантазируем, но и стремимся к свободе. Многие взрослые пытаются получить эту свободу, разводясь со своим супругом. Некоторые подростки для этого уходят из дома.

– Да. Они пытаются получить эту свободу, но не получают ее в итоге никогда. Ты можешь избавиться и не зависеть от жены, но поскольку ты живешь в социуме, ты не можешь обходиться без него. Это место могут занять твои друзья, другая женщина, перед которой у тебя опять же появятся обязательства. И никакой свободы опять нет.

Ты, конечно, можешь избавиться от социума. Но и тогда ты не будешь свободен. Потому что ты будешь зависеть от внешних условий: от погоды, от прочности строения, в котором живешь. Безопасность твоей жизни будет подвергаться угрозам. Сама свобода в понимании отсутствия ограничений – это полная иллюзия. Ее просто не может быть в принципе.

– То представление о свободе, которое вы приводили: то есть, отсутствие ограничений, рамок, возможность действовать в соответствии со своими желаниями – оно у вас было раньше, в молодости?

– Да. Как у всех

– Были ли у вас какие-то события, которые изменили ваше представление о свободе или это произошло плавно?

– Просто ты в какой-то период жизни начинаешь анализировать, смотреть вокруг. И постепенно приходишь к осознанию того, что свобода – это нечто недостижимое.

Давайте посмотрим, как свобода трактуется в словарях.

«Свобода – это возможность проявления субъектом своей воли. Свобода – это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познания объективной необходимости. Свобода не имеет однозначного понимания и толкования».

Если пойти «от противного», свобода – это противоположность, скажем, рабству. Когда мы делаем что-либо в какой-то степени в угоду другим, из-за внешнего давления, против своей воли – это рабство.

Посмотрим, что происходит с людьми. На самом деле, все это легко увязывается с деньгами. Мы мало что делаем ради удовольствия, не за деньги. Работа не за деньги – это же жертва своим временем, интересами. Хотя она очень ценится обществом. Подобную жертвенность в какой-то степени можно назвать свободой. Но сейчас подобная тенденция не развита. В основном мы работаем ради денег. Женимся потому, что принято. Носки стираем, потому что надо. Иначе мы бы ничего не делали.

Кроме того, мы зависим от того представления, которое формируется о нас у других людей. Мы крайне зависим от мнения людей и от своих собственных притязаний: нам всегда мало власти, похвалы и денег. Собственные притязания ввергают нас в зависимость от того, на что эти притязания направлены. Мы начинаем делать такие вещи, которые нам, по сути, делать не хочется: вставать рано утром, помогать кому-то в чем-то, звонить куда-то. Но мы хотим, чтобы нас считали хорошими! И потому вынуждены идти на какие-то жертвы. Вместо того чтобы утром поваляться в постели, нам надо встать и куда-то идти, чтобы мнение о нас было вполне достойное. Плюс деньги. На какой ляд нам эти деньги? И вот тут включается наше самомнение. Мы думаем примерно так: «Я же себя не на помойке нашел. Вот те балбесы пусть ездят на «жигулях». Но я-то достоин большего! И должен посадить свою попу в машину со всеми удобствами. Я буду много работать, буду рано вставать и поздно возвращаться! А потом я буду ездить на этой машине, всем ее показывать и докажу всем, чего я стою!»…

Иногда власть – это даже большая зависимость, чем деньги. Некоторые считают: «Пусть мне будут поменьше платить. Пусть я домой не буду приходить и буду вместо этого дневать и ночевать на работе. Но лишь бы мне получить еще одну звездочку на погоны, потому что это подтвердит мои притязания. Я докажу себе, что я не какой-то Вася Пупкин, сержантишко жалкий, а целый подполковник».

Ну и так по всему спектру наших зависимостей. Зависимости от мнения, социального статуса, власти ограничивают нашу свободу.

– Зависимость от денег – самый яркий пример. И, похоже, это самая главная зависимость?

– На нынешнем этапе развития культуры это самая основная зависимость. Но что такое на самом деле деньги?

– Резанная зеленая бумага?

– Да, так оно и есть. Если говорить о функциях, которые они выполняют, то можно сказать, что деньги выполняют функцию обмена на материальные ценности. Это мы знаем из курса экономики. Понятно, что деньги – это необходимый инструмент, который всегда был и, скорее всего, до самого конца будет. Потому что использовать в качестве денег беличьи хвосты (это мы уже проходили) несколько неудобно. Но должно существовать какое-то универсальное и удобное средство обмена.

Но вопрос стоит даже не в самих деньгах, будь то беличьи хвосты, золотые монеты или разноцветная резаная бумага. Речь идет о мотивации их накопления. И здесь выясняется такая закономерность: люди зарабатывают и копят деньги (кстати, деньги – это же эквивалент затраченной энергии) ПРОСТО ТАК. Мы тратим всю жизнь в безумной гонке, лишаясь добровольно свободы в обмен на зарабатываемые деньги.

Мы можем что-то делать в рабочее время, руководствуясь собственными интересами, но наши интересы обычно расходятся с интересами организации, в которой мы работаем. Наше потакание собственным интересам, скорее всего, будет продолжаться недолго. Возможно, через неделю-две нам наше занятие прискучит. Или оно будет продолжаться до первого окрика начальника. И потом наше интересное занятие уже не будет казаться нам таким уж интересным. Отчасти еще и потому, что наши действия противоречат мнению, которое мы составляем о себе, а также мнению и отношению к нам других людей. От второго мы очень сильно зависим!

Если такой случай имеет место быть, то здесь приходится решать, что для нас более важно. Поддержать свое самомнение, послав начальника, и лишиться денег. Или смириться и заработать денег. То есть, решить, какая зависимость доминирует. И при этом мы умудряемся считать себя свободными! Вот ведь интересный парадокс получается.

Выходит, что мы одну зависимость меняем на другую.

Самое страшное – что в зависимости от власти и денег находится любой человек. Некоторые отчаянно хотят обрести свободу и кричат об этом на всех углах. Ну, раз уж ты так хочешь свободы – пожалуйста, освободись от главной зависимости – от денег. Раздай деньги, завернись в шкуру и иди в лес.

– Но у панков, допустим, одна свобода, а у скинхедов своя. Последние, к примеру, пытаются сделать окружающий мир свободным от кажущихся им достойными истребления «черными».

– Что значит «у всех разная свобода»? Свобода – одна! Она не может быть у кого-то такая, а у кого-то совсем другая. Я хочу такую, не хочу другую. Это не глазированные сырки в магазине. Хочу – покупаю сырки этого завода-производителя, а хочу – другого. Свобода – это возможность поступать что тебе хочется. Если ты вынужден идти против своей воли, тупо зарабатывать деньги (не просто работать в удовольствие или ради разнообразия в течение некоторого времени, а делать это регулярно и постоянно: изо дня в день, из года в год, занимаясь определенным делом), то ты не свободен! Ты занимаешься зарабатыванием денег. Ты, безусловно, зависишь. Зависишь от зарабатывания денег.

Это, может быть, неплохо. Не будешь зависеть от денег – будешь зависеть от тех людей, которые бросят тебе хлебушка или не бросят. Освободиться от этого невозможно. Свобода – невозможна. Если ты не зависишь от начальника, значит, будешь зависеть от прохожего, который еще подумает, бросать тебе копеечку или нет.

И дальше что мы делаем с этими деньгами? Это важный момент! Мы тратим силы, здоровье, свою энергию, отказываем себе в чем-то для того, чтобы заработать деньги, сложить их в кучку и положить на полку. То есть, эта аккумулированная энергия ничего нам не дает. Не важно – в банк вы их отнесете или оставите дома и положите на полку. Мы считаем, что мы якобы инвестируем деньги в какую-то надежность, в наше будущее. При этом если подумать на трезвую голову, то мы понимаем, что будущее может не наступить. В чем здесь логика? Даже если завтра наступит, то ведь и с деньгами может что-то произойти: обесценивание, девальвация, инфляция. Мы все это несколько раз проходили.

В то же время мы серьезно считаем, что деньги – это свобода. Если кто-нибудь разрешит этот парадокс, я буду весьма благодарен.

Но самое страшное, что когда мы положили деньги в банк на будущее и копим их, скажем, до суммы в 100 000 долларов. И при этом думаем, что когда накопим, тогда станем свободны. И вот когда мы делаем последний взнос, и у нас образуется та сумма, к которой мы стремились, тогда мы не просто не становимся свободными, но еще более зависимыми, зависимыми от денег. Теперь мы вынуждены думать над тем, чтобы эти деньги не пропали, чтобы банк нас не нагрел. То есть, мы начинаем размышлять над тем, как нам обезопасить себя от потери этих денег. Ситуация такая: реально деньги есть, и они должны дать свободу. Но получается совсем наоборот…

И, кстати, самые несвободные люди – это богатые люди, которые вынуждены постоянно думать о деньгах. Они вынуждены жертвовать своим временем, здоровьем, своими семьями, отношениями с детьми, друзьями. Известно, что ничего не может так рассорить, как деньги. Есть поговорка «Хочешь нажить врага, дай кому-нибудь в долг». Вот так действует эквивалент нашего труда, в котором мы хотим видеть символ свободы.

Ну, и к слову, одна несвобода может переходить в другую. Вот пример – Ходорковский, человек, у которого было очень много денег. Он был несвободен от денег и от собственных притязаний, и хотел конвертировать свои средства во власть. Конвертировал. Теперь уже несвободен по-настоящему. Зато освободился от денег. Человек одну свободу поменял на другую. И ведь человек, наверное, тоже мечтал заработать энную сумму денег и стать свободным…

Свобода от власти – другой пример. Вообще деньги и власть идут вместе. Одно конвертируется в другое. Какая свобода у Президента? Каждый шаг его определен начальником охраны. Каждый шаг! Человек не только личной жизни не имеет, он полноценной жизнью жить не может. Он по большому счету сам себе не принадлежит. Чем больше начальник, тем больше ответственность. Чем больше ответственность, тем больше человеку приходится жертвовать своими интересами ради интересов рабочих. Если речь идет о нормальном ответственном начальнике. Где тут свобода?

Кстати, человек, который зарабатывает деньги, со временем вынужден еще больше крутиться, чтобы эти деньги вложить, не потерять и т.д. То есть, с возрастанием власти, возрастает ответственность, возрастают затраты энергии на поддержание этого состояния на каком-то стабильном уровне.

В православии деньги, власть и все то, на что мы меняем свою свободу, являются синонимом слова «страсти». Страсть получить высокую должность, заработать лишние 100000 долларов. Причем когда спрашиваешь, зачем тебе нужны эти деньги, получаешь ответ – «Чтобы купить новую квартиру». – «Зачем?» – «Чтобы там было удобно». Зачем тебе вкалывать, как каторжный, всю жизнь, чтобы на старости лет дожить в шикарной квартире? Это разумный вклад?..

Все, что происходит сейчас с нашим отношением к деньгами, подогревается СМИ, подогревается внушаемой нам пропагандой потребительства. На радиостанции «Эхо Москвы» можно услышать такие слоганы: «Кто почем?» (Нормально вообще?) или «Деньги не пахнут!» (То есть, не важно, какие деньги и каким образом полученные).

Так вот, люди таким образом становятся рабами денег или вещей. И это рабство -полное. Оно выгодно только тем, кто эти вещи производит и находится наверху это структуры власти. Если раньше одевали рабам колодки, и они не могли никуда убежать, то теперь это делается проще – с помощью денег и счетов. Вам с их помощью доказывают: «Ты все равно прибежишь к хозяину! И будешь играть по нашим правилам!»

Если у тебя нет нового холодильника, то ты последний лох. У всех ведь есть! И эта же мысль внушается с помощью рекламы, которая работает в этом направлении. Ты глупый, ели еще не купил этого сока.

Многие люди поддаются на эту рекламу и начинают покупать разрекламированную продукцию. С точки зрения производителя человек, который не покупает продукцию, не является для них ценным. Это лишний человек. Всех пытаются посадить на какой-то чай для похудания, на средства техники (чтобы потребитель постоянно покупал новые модели, и делал апгрейд). И человек становится настоящим рабом, потому что он зависим от рекламы, и она формирует его образ мысли.

– Наверное, еще и мнение окружающих.

– И оно тоже. Мнение о том, что нужны деньги, тоже навязывается извне. И оно принимается без какого бы то ни было критического осмысления. С помощью этих «троянов», заброшенных в мозг человека, им можно легко управлять (как компьютером, пораженным вирусом). То есть, уже не нужны никакие колодки. Человеком и так можно манипулировать. Он будет играть по предписанным правилам, станет винтиком. Причем именно на страстных вещах держат людей: на накоплении, на чувстве собственной значимости, на слабостях человека, которые в него заложены. Любая религия называет их «страстями». Какой вы после этого хотите свободы, находясь в тюрьме (то есть, находясь в зависимости от денег, от манипуляций, от обстоятельств, от каких-то своих страстей). Некоторые думают: «А вот я, такой умный и свободный, смотрю на вас дураков, сидящих в тюрьме».

Да, какой ты умный? Ты в такой же тюрьме, только в соседней камере!

Мало нам нашей кабалы в виде страстей, у нас есть еще такой мощный механизм, как кредитование.

Говоря о кредитах, можно привести аналогию с рыбаком. Вот человек работает каждый день на дядю и по выходным ездит на рыбалку. Сидит на берегу и думает: «Вот рыба – дура. Ведется на крючок». Хотя этот же человек ведется на такой же крючок. Ему здесь и сейчас (немедленно!) предлагают купить вещь. Здесь и сейчас! И не важно, что человек потом 10 раз переплатит, погашая проценты. Но ему же хочется приобрести вещь сейчас. Он не думает о будущем. Тем более что ему говорят – «Ты что? На Западе так все живут!» Сейчас вообще косо смотрят на тех, кто не живет в кредит. Нам внушают: «Давай бери! Бери, пока кредит дают!»

И человек заглатывает этот крючок. И потом находится в рабстве и никуда уже не денется. А все почему? А все потому, что мы хотим жить «здесь и сейчас».

Эти стремления питаются рекламой. Наличных-то денег очень много. Деньги должны работать. В серьезные, наукоемкие производства нет смысла вкладывать деньги, пока живут на свете дураки. Пусть они лучше берут товары в долг, пусть платят процент. И богатым людям не надо никуда вкладывать деньги, с кредитованием все упрощается. 10 лет назад никто не давал кредит. Деньги накапливались у тех людей, которые их складывали в банку или под матрас. Теперь эти деньги из них вытряхиваются. И понять этот механизм очень просто, было бы желание…

И вот когда думаешь обо всем этом, становится очень смешно наблюдать за «умными» рыбаками. И при этом они ведь считают себя свободными людьми! Они уверены: «Я ведь сам выбираю, что хочу? Сам! Сам добровольно плачу? Да! Значит, я свободен?» Тебе никто не скажет, что ты – раб.

Так что же такое свобода? В Евангелии есть такие слова: «Познайте истину, и истина сделает вас свободными». В свете того, что мы говорили, это довольно странно звучит. Казалось бы, мы знаем много примеров свободных людей. В действительности их мало, буквально единицы.

На самом деле, свободные люди – это люди, находящиеся с собой во внутренней гармонии, и зависимые только об Бога. Они не были зависимы от денег и от каких–то страстей. И их по большому счету не мучила совесть, они жили в гармонии с собой.

Представим себе ситуацию – к какому-нибудь православному монаху-старцу приходит купец и говорит: «Давай-ка, отец, попрыгай три раза, скажи «ку» и два раза поклонись. А я тебе за это мешок с деньгами с телеги сниму». В такой ситуации старец удивится: «Господи, помилуй! Ты что, мил человек, придумал? Болен, что ли?! Зачем мне деньги? Мне душа моя важнее!» И пошлет купца на отчитку.

Тому же старцу можно предложить власть: стать игуменом или епископом. Он и от этого откажется. И ему не нужны все эти мелочи, так как они ограничивают свободу. Он не нуждается ни в чем. Вот она – внутренняя свобода. Нет никаких привязанностей, нет страстей.

Можно возразить: нет свободы от Бога. Но можно и так сказать, что есть любящий Отец, который все дает сыну. А сын из уважения к Отцу и для Отца делает все, на совершенно добровольных началах. Это нисколько не противоречит его желаниям и интересам. В этом случае вообще человек обладает полной свободой. Он не зависит от внешних факторов, не зависит от отца. Все что отец хочет, сын делает добровольно. Вот он и есть момент полной свободы. Не быть свободным от страстей, желаний.

Если коснуться буддизма, то и здесь свобода – это то состояние, когда ты свободен от привязанностей. То есть, ты не можешь спокойно уйти на небо, когда на земле у тебя остались какие-то привязанности. В этом случае ты оставляешь на земле частицу себя. Об этом же говорится и в исламе. Вообще все религии говорят о том, что человек не может быть свободным, если он привязан к чему-то здесь на земле. Но все равно сложно сказать об отсутствии привязанностей – ты все равно привязываешься к людям, ты делаешь добро. В нашем случае речь идет о привязанности к вещам: славе, тщеславию, к каким-то пустым благам, которые не идут на пользу твоей душе. Твоя душа ведь покинет эту землю, и ничего не возьмет с собой.

И потом старцы ведь не только предполагали. У них был реальный опыт. Опыт наблюдения за всей суетой мира. Царь Соломон, богатейший человек своего времени, назвал жизнь «суетой сует». Чего ему не хватало? Денег? Навалом! Власти? Выше крыши! Наложниц? Целый гарем! И по всему миру шла слава о его мудрости. И ведь не бедняк, а величайший царь сказал, что нет ничего земного, что стоило бы наших усилий. Кроме любви. То есть, важны отношения человеческие, важно наличие желания отдать от себя. Любовь, жертву другому. Вот это высшая степень свободы, когда я отдаю что-то, а мне взамен ничего не надо. Примет ли человек мой дар, не примет и плюнет в меня – принципиально не важно. Я свободен от любого твоего решения: я отдал, я подарил, а ты волен брать или не брать. Говорят же, что Бог есть бесконечная любовь. И во многом потому, что хочет дарить. Вот это в высшей степени свобода!

Раньше ведь люди жили свободными от погоды, от стихийных бедствий, от страстей. Сейчас таких людей мало. Я, кстати говоря, видел таких свободных людей перед их смертью. Не часто, но приходилось. Состояние, когда человек понимает, что он умрет. Он смирился, завершил все дела на земле и стал совершенно свободным. Ему все равно, что там дальше произойдет. Он примирен со всем миром. И уже даже с небом. И вот такое спокойствие у этого онкологического больного, такая уверенность, такая гармония в душе несмотря на его болезнь. Это просто потрясающе наблюдать…

И на войне подобные случаи возможны. Когда люди находятся под обстрелом. Когда они принимают эту неизбежность смерти, они испытывают величайшую свободу. Они ни к чему не привязаны.

Но к такой свободе никто не стремится. Мы живем понятием эфемерной свободы.

Даже те же олигархи являются зависимыми людьми. Они в действительности несвободны, находясь в конкурентной борьбе. Они не могут допустить, чтобы их производство приостановилось, и их конкуренты прошли у них по головам. Поэтому они вынуждены модернизировать производство, производить новую продукцию с улучшенными характеристиками или (в сфере услуг) предлагать клиентам новые услуги.

– Вы стремитесь к этому состоянию?

– Я стремлюсь, но думаю, что я еще не готов испытать такое состояние. Для этого нужна зрелость. Для этого необходимо проводить колоссальную работу над собой. Не важно, сколько времени это займет. Важны усилия. Потребуется колоссальный труд и желание полностью переделать себя.

Отказаться от всего очень сложно. Какой человек, к примеру, добровольно откажется от власти? Люди, конечно, уходят в отставку, их увольняют. Но это сопровождается стрессом, внутренним кризисом. Понижение – это всегда плохо, в нашем понимании. Те люди, которые имеют над нами власть (не важно при этом, какая это власть: с помощью денег или власть над умами) не могут от нее отречься. Наоборот, они будут пытаться всеми способами нас привязать и использовать для этого все имеющиеся возможности.

Собственно, раньше и рабовладельцы так же поступали с рабами. Они придумывали механизмы закабаления. Никто раньше по собственной инициативе, если конечно, эти действия не были продиктованы какими-то духовными мотивами, не отпускал людей на свободу. Сейчас так же создаются четкие механизмы закабаления людей. И лучший из них – это привязать людей к деньгам, то есть внушить, что деньги – это самая необходимая вещь. И потом можно с помощью денег влиять на жизнь людей, на их желания и поступки.

© Realisti.ru



( 10 голосов: 0.4 из 5 )

Психолог Михаил Хасьминский

Психолог Михаил Хасьминский



Ваши отзывы

Ваш отзыв*
Ваше Имя (Псевдоним)*
Сколько Вам лет?*
Ваш email
Код проверки *

Очень понравилась Ваша статья. Спасибо.

Т.Пак , возраст: 37 / 06.04.2017

Статья хорошая! Ничего лишнего!

Ольга , возраст: 18 / 18.03.2017

Очень хорошая статья.

Павел Дмитриевич Минаков , возраст: 52 / 06.02.2017

Ваша статья - это мои мысли.Чувствовала себя намного свободнее,когда ходила на любимую работу,но перестали платить -пришлось уволиться.А дети хотят кушать... Поэтому сейчас хожу на нелюбимую работу,где платят.Вот так.

Ия , возраст: 40 / 30.10.2016

Большое спасибо за статью, очень вдохновляет!

Коля , возраст: 25 / 08.06.2016

Согласна с Андреем 18 лет! Молодец!

Ксения , возраст: 29 / 22.01.2016

Здравствуйте уважаемые. Благодарен за правильность и точность постановки вопроса и детализации ответа. С глубоким уважением Геннадий Николаевич.

Геннадий Николаевич , возраст: 55 (пятьдесят пять) / 28.10.2015

Получается какой-то замкнутый круг , либо власть денег и мнимая свобода , либо быть изгоем , отшельником . Мы живем в системе которая диктует нам свой правила .

никита , возраст: 29 / 17.04.2015

Человек постоянно делает выбор. По мне так статья о том, чтобы не делать выбор в пользу страстей . Если работа - то любимая.(со страстью к труду, как писал Рэй Брэдбэрри) Если отношения - то искренние.(с любовью) Если жизненный выбор - то для души. (чтобы быть спокойным, жить не спеша, и не терять себя , конечно)

Паша , возраст: 22 / 29.01.2015

Я хочу быть свободной! И был наглядный пример, как именно.Не зависеть от денег, их должно быть достаточно.Заниматься, чем нравится. Чтобы никто рядом не действовал на нервы. Всё остальное-второстепенно.

Людмила , возраст: 57 / 16.01.2015

Мне нравится. Сам примерно так же бы сказал. Жалко, что философией мало поможешь...

максим , возраст: 23 / 09.01.2015

Нам только кажется что мы свободны. Но у каждого есть свои ниточки, за которые дергает персональный, невидимый кукловод. Свободным может быть только блаженный. У обычного человека всегда есть какие то обязанности или обязательства©.

ckenmuk , возраст: 51 / 18.12.2014

Считаю, что у человека есть свобода. Свобода выбирать себе трудности в жизни (работа на начальника - неопределенность своего дела; усердный труд познания науки, тебе неинтересной - увлеченность интересной для тебя наукой и т.д.) что касается любимой девушки или женщины - таким выбором(если она действительно любимая) он только расширяет свою свободу , т.к. любовь расширяет привычную жизнь человека. Ответственность - это не ограничение.

Андрей , возраст: 18 / 08.12.2014

Мне кажется, только вера в Бога может дать какое-то подобие свободы. я не говорю о приверженности к какой-то религии. Церковь-такой же социальный институт. Также свободу можно обрести, входя в измененное состояние сознания(транс). Во время транса мозг человека начинает работать немного в другом режиме, возникают озарения, развивается воображение, появляется ощущение что можешь все.

Мария , возраст: 26 / 26.10.2014

человек может и не зависить от шефа, работа бывает разная, а деньги ты можешь и в лотерею выиграть, чтоб их сохранить (с большей вероятностью) самый простой способ положить депозит в 10 разных банков и жить на проценты. Сам при этом можешь делать что угодно. Безусловная любовь - замечательная штука, но чтоб любить людей именно так, наверное, надо быть святым... я таких людей не знаю... а вообще статья интересная, возможно абсолютной свободы и правда не существует... но ведь это выбор человека, жить в комфорте... ты можешь не зависить от подачек если научишься жить в дикой природе... условно говоря - построить хижину, питаться тем что найдешь, в конце концов еду можно и самому вырастить, или подстрелить... человек выбрал комфорт.. и нельзя его за это винить ... качество жизни при этом совершенно другое, и те кто не могут себе этого позволить, по крайней мере могут себе это позволить...это и есть цель, а если ты живешь, как получится, то и цели нет... а зачем тогда жить, если нет цели? Только человек не имеющий цели может стать по настоящему свободным, даже если на первый взгляд кажется, что у человека ее нет, какие-то локальные цели он/она все ровно всегда преследует...

Angy , возраст: 26 / 16.07.2014

Невозможно жить в этой системе и не зависеть от неё,тогда только на Марс! Все эти философствования на тему, свобода, не свобода бессмысленны. Каждый сам определяет свою свободу в зависимости от обстоятельств. Остаются только искушения и с некоторыми из них нужно бороться! Уходишь от мира попадаешь в лапы ложных религий и становишься их рабом! А спокойствие некоторых перед смертью это скорее безнадёжность ситуации в которой уже ничего не изменишь! А Соломон не был уж таким пессимистом он и жизнью наслаждаться,между прочим!

Elvira , возраст: 50 / 20.06.2014

статья про меня, всю жизнь не была в зависимости не от денег , не от власти , не от чужих мнений, была счастлива, как только вступила в отношения с противоположным полом- все рухнуло, вот вот не могу не привязываться к людям -это не получается никак, от этого страдаю сильно

Маша , возраст: 29 / 15.02.2014

Верно написано ниже: есть свобода Абсолютная и есть частичная. Да, мы всегда чем то ограничены: физические возможности, законы, воспитание, ценности, материальное благосостояние список можно продолжать очень долго. Абсолютной свободы быть не может. Есть два типа людей: сильные и слабые. Сильные - те, кто стал более свободным, слабые - те, кто живет так, как ему диктует общество (овцы). Овцы нужны, потому что ими легко управлять. Если все станут вдруг сильными, то наступит хаос. Лично мне, для счастья, нужно стать максимально свободным. Женятся не потому что "так принято", а потому что любят женщину и хотят от неё детей, носки стирают не потому что кто то плохо подумает, а потому что гигиена - залог хорошего здоровья. Зачем людям нужны деньги? Деньги, как раз таки, делают человека более свободным. Они позволяют приобрести все необходимое. Для чего еще нужны деньги мужчине? В первую очередь, чтобы себя увереннее чувствовать. Рая в шалаше не бывает. Деньги дают нам комфорт. Важно отношение к материальным ценностям. Престижный автомобиль - ничто, удобный автомобиль - нужен. Хорошо кушать тоже нужно каждому человеку. Конкретно для меня очень важно, чтобы я и моя семья не испытывали нужды. Я знаю по себе насколько трудно жить без денег, когда нечего есть и нет одежды. Чтобы заработать много денег совсем необязательно много работать. Самое ценное - знания. Те, у кого их нет горбатятся за копейки, те у кого есть - работают с удовольствием.Как говорится, полюби свою работу — и тебе не придется работать ни одного дня. Любая религия навязывает свои ценности. Согласен с отношением автора к продуктам массовой культуры, но у людей есть собственный разум, с помощью которого нужно отсеивать все ненужное. Невозможно быть абсолютно свободным, старцы этого тоже не могут, но стать как можно свободнее нужно и для этого понадобятся деньги.

Александр , возраст: 29 / 16.04.2013

Статья хорошая - подумать есть над чем, даёт пищю для ума. Но меня одно коробит - в начале описывалось - " в 18 лет, например, случается любовь, и ты уже чувствуешь ответственность перед другим человеком. Начинаешь зависеть от него. Снова не ты один решаешь все в своей жизни." - то есть когда человек любит, то он не свободен. В конце описывается немного противоположное мнение насчёт опять же любви - " И ведь не бедняк, а величайший царь сказал, что нет ничего земного, что стоило бы наших усилий. Кроме любви. То есть, важны отношения человеческие, важно наличие желания отдать от себя. Любовь, жертву другому. Вот это высшая степень свободы, когда я отдаю что-то, а мне взамен ничего не надо. Примет ли человек мой дар, не примет и плюнет в меня – принципиально не важно. Я свободен от любого твоего решения: я отдал, я подарил, а ты волен брать или не брать." - тут и комментировать не нужно. От чего два таких противоположных мнения? (или я не так понял?). Кстати соглашусь с Андреем - тут описана полная свобода, частичной вроде как нету.

Арсалан , возраст: 15 / 10.08.2012

Так то оно так. Но почему бы свободу не разделить на категории: Абсолютная свобода и частичная свобода. Вы описали абсолютную свободу. А о частичной уже каждый по своему представляет.

Андрей , возраст: 21 / 02.05.2012

Статья настоящая, и людям давно пора над этим задуматься. Чем больше людей будет это понимать тем меньше будет рабства на планете, тем более неосознанного.

Андрей , возраст: 34 / 05.01.2012

Так и есть. Без любви всё - ничто!

Александр , возраст: 22 / 22.10.2011

Великолепно! Очень помогло, спасибо!

Яна , возраст: 39 / 04.07.2011

\"\"\"\"Прекрасная статья. Жаль что подобные напоминания человечеству мало доступны, в смысли понимания. Способных мыслить на подобном уровне едва ли найдётся во всём мире 0,5% населения \"глиняного шарика\". \"\"\" Мне кажется, что понимают все, просто все даже думать об этому не хотят. Я тоже раньше считал это всё бредом.

Роман , возраст: 19 / 26.01.2011

Прекрасная статья. Жаль что подобные напоминания человечеству мало доступны, в смысли понимания. Способных мыслить на подобном уровне едва ли найдётся во всём мире 0,5% населения "глиняного шарика".

ivan izrailevich , возраст: 64 / 03.09.2010

Вы молодец! Отлично описали реальное течение жизни... Я лично со всем согласен и так же считаю...

Андрей , возраст: 27 / 18.07.2010

Очень понравилась статья! Полностью согласна!

Ирина , возраст: 23 / 09.05.2010

мне очень понравилось!!

Гаяна , возраст: 17 / 08.05.2010



Версия для печати


Смотрите также по этой теме:
Свобода и своеволие (Надежда Мандельштам)
Изнасилованные модой (Наталья Лисогорова)
Свобода это возможность (Дмитрий Семеник)
Свобода это возможность следовать любви (Владимир Гурболиков)
Любовь делает нас свободными (Олег Вербило)
О щедрости (Философ Иван Ильин)

Самое важное

Лучшее новое

Родноверие, язычество

Откровение бывшего язычника

Оттуда я впервые узнал слово «язычник». И чья-то умелая рука подвела меня к идее, что для того чтобы стать сильным, успешным и победить всех нацменов я должен стать язычником! А что такое стать язычником? Это в первую очередь отрицать христианство по каждому пункту, ведь только лишь благодаря ему гордые Русичи стали тем разобщённым биомусором, которым являются сейчас. Скупать маечки и балахончики с коловратами, купить себе оберег со свастичным символом эдак за 3000 р. серебряный, купить «русскую рубаху» расшитую свастичным символом. И плевать, что это раздражает каких-то там ветеранов. Нас интересуют лишь далёкие предки, которые жили до Крещения Руси. А эти, прадедушки и прабабушки — зомбированные коммунисты или православные с промытыми мозгами — они для язычника не авторитет.

диагностический курс

© «Реалисты». 2008-2015. Группа сайтов «Пережить.ру».
При копировании материалов обязательна гиперссылка на www.realisti.ru.
.Редакция — info(собака)realisti.ru.     Разработка сайта: zimovka.ru     Дизайн - Наталья Кучумова .